Как выбрать "правильную" куклу?


Игрушки оцениваются с точки зрения экологической чистоты, педагогического аспекта и психологии. Купленная кукла не может плохо пахнуть, с нее не должна слезать краска, она должна быть изготовлена из качественных материалов. Психологический аспект предполагает, что эмоции, вызываемые куклами, должны быть позитивными. С точки зрения педагогики, важно, чему кукла научит и какие качества разовьет в малыше. Эстетический момент тоже существенен, игрушка должна соответствовать определенному идеалу красоты. Кроме того, каждая игрушка – и кукла не исключение – должна соответствовать возрасту ребенка.
Обращайте внимание на следующие моменты:
- кукла должна быть прочной, ее должно быть непросто сломать;
- у нее не должно быть мелких деталей и длинных шнурков в одежде;
- краска должна быть нетоксичная и очень прочная;
- важно, чтобы куклу можно было мыть или регулярно стирать в машинке, ведь маленькие дети все тянут в рот;
- издает ли кукла громкие звуки, которые могут напугать ребенка.


Итак, какими же качествами должна обладать «правильная» кукла?

  • Внешность У куклы должно быть детское личико с приятными, но не слишком детально и натуралистично проработанными чертами: считается, что жестко фиксированный образ куклы тормозит развитие фантазии.
  • Туловище Пропорции куклы должны быть гармоничными, однако не стоит стремиться к тому, чтобы они точно соответствовали человеческим, у куклы это может выглядеть неестественно и даже отталкивающе. У куклы не должны быть обозначены анатомические признаки пола.
  • Материалы Кукла должна быть выполнена из натуральных материалов – хлопка, льна, шерсти – или высококачественных синтетических – винила, силикона.
  • Волосы должны быть надежно прикреплены к голове, легко мыться и расчесываться.
  • Одежда должна соответствовать «возрасту» куклы и сезону, легко сниматься и надеваться, на ней не должно быть мелких деталей, которые малыш мог бы оторвать и засунуть в нос или в рот.
  • Размер Самые крупные куклы не должны быть больше руки малыша от кисти до плеча, иначе ему будет неудобно с ней играть.
Не покупайте ребенку кукол, переодевать которых можно, лишь отвинтив игрушке голову, руку или ногу: для малыша это колоссальная психологическая травма.

Полезны ли для детей всякие монстры?
Считается, что в играх с человекообразными монстрами дети справляются с естественными страхами. Также «страшилища», традиционно выполняющие функции отрицательных героев, помогают выплеснуть малышу естественную агрессию и накопленный негатив. Но иногда фантазия производителей зашкаливает, и появляются такие чудища, на которые и родителям смотреть-то страшно. Любая кукла (от пупса до солдатика и человекообразного зомби) – это образ человека. Малыш поневоле отождествляет себя со своей игрушкой, создает собственные представления о мире людей. Картина реального мира может пошатнуться, если малыш пытается населить его людьми-пауками или супергероями-летучими мышами.
Впрочем, вредными для психики ребенка могут оказаться не только инопланетяне, вампиры и другие монстры, но и обычные, на первый взгляд безобидные пупсы с ненужными анатомическими подробностями или куклы с нарушенными пропорциями тела. Надо еще учитывать и возраст игрока: кукла, которая хороша для любознательного школьника (например, «беременная кукла» с разборным животом и ребенком внутри) может нанести психологическую травму ребенку помладше. А вообще, о том, хорошая или плохая кукла, говорит иногда выражение ее глаз. У хорошей детской игрушки глаза не могут быть злыми.
Полезна или вредна Барби?
Одни психологи считают, что играя с красоткой и модницей, девочки учатся ухаживать за собой. Другие: пропорции у куклы – нереальные, «нечеловеческие», ни одной девочке таких никогда не достичь. В результате появляются комплекс неполноценности и проблемы с питанием у девочек-подростков. В Англии, например, стали потихоньку приближать куклы, аналогичные Барби, к внешности упитанной девочки-подростка. В Израиле и вовсе Барби запретили и заменили на более реально выглядящих кукол. Кстати, там же игры детей регламентируются чуть ли не законодательно, во всяком случае, право мальчишек играть в куклы превратилось с недавних пор в обязательный элемент воспитания и обучения.


Использованы материалы автора Ася Штейн и из журнала "Мой маленький"